lawban

https://www.gosuslugi.ru
Ноябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  

Непроведение спецоценки – что грозит работодателю?

object715330163На основании ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда, причем КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение этой обязанности. В постановлении от 09.08.2016 № 57-АД16-5 Верховный Суд Российской Федерации разъяснил, в каком случае работодатели могут быть привлечены к такой ответственности.

Проведение спецоценки урегулировано Федеральным законом от 28.12.2013                 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон о спецоценке). Методика проведения спецоценки, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и Инструкция по заполнению утверждены приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.

На основании части 3 статьи 3 Закона о спецоценке оценке подлежат условия труда всех работников, кроме надомников, дистанционных работников и трудящихся у физических лиц, не являющихся предпринимателями.

Периодичность спецоценки – раз в пять лет (часть 4 статьи 8 Закона о спецоценке). При этом частью 4 статьи 27 Закона установлено, что если до дня его вступления в силу в отношении рабочих мест была проведена аттестация по условиям труда, спецоценка в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации.

 Отметим, что не все работодатели торопятся сделать спецоценку, включая и тех, кто не проводил аттестацию рабочих мест по условиям труда. Они руководствуются частью 6 статьи 27 Закона о спецоценке, согласно которой в отношении рабочих мест, не указанных в части 6 статьи 10 данного Закона «это места, работающим на которых полагаются гарантии и компенсации согласно спискам вредных и опасных работ, а также на которых по результатам ранее проведенных аттестации по условиям труда или спецоценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия»,  специальная оценка может осуществляться поэтапно и должна быть завершена не позднее, чем 31.12.2018.

Но на практике инспекторы Государственной инспекции труда (далее – ГИТ) уже не раз накладывали штрафы на таких работодателей, причем немалые. Статьей 5.27.1 КоАП РФ установлены следующие санкции за нарушение работодателем установленного порядка проведения спецоценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение: 

– для должностных лиц и предпринимателей – штраф от 5000 до 10 000 руб.;      

– для юридических лиц – штраф от 60 000 до 80 000 руб.

          Причем контролеры не рассматривают даже, имеются ли у работодателя рабочие места с вредными или опасными условиями труда, названные в части 6 статьи 10 Закона о спецоценке. Основание для применения санкций – непроведение аттестации.

Между тем Верховный Суд  Российской Федерации в постановлении от 09.08.2016 № 57-АД16-5 указал, что при применении мер административной ответственности к работодателям, не проводившим спецоценку, ГИТ необходимо исследовать вопрос о том, предусмотрены ли штатным расписанием организации рабочие места, относящиеся к названным в части 6 статьи 10 Закона о спецоценке, и есть ли основания для внеплановой спецоценки (например, организация нового рабочего места). Только при наличии первого или второго фактора наказание за непроведение спецоценки законно.

Таким образом, по мнению Верховного Суда Российской Федерации, спецоценка может осуществляться поэтапно до 31.12.2018.  Причем в этот срок ее вправе провести даже те компании, которые ранее не проводили аттестацию рабочих мест по условиям труда.

В заключение скажем, что не стоит все-таки затягивать с проведением спецоценки, поскольку нужно определить фактические условия труда, внести их в трудовой договор (этого требует статья 57 Трудового кодекса Российской Федерации) и предоставлять, в случае необходимости, гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.
 

Автор статьи: В.Д. Тарасов // Журнал «Отдел кадров коммерческой организации» 2016. № 10. с. 40 – 41.

 

Источник публикации: статья размещена на сайте Клинского института условий и охраны труда электронный ресурс:http://www.kiout.ru/info/news/25741

Архивы
Техническая поддержка сайта

Для внесений предложений : e-mail : max@admbr.ru тел. 94-13-34