lawban

https://www.gosuslugi.ru
Октябрь 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Сен    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031  

Этапы большого пути гвардейца Чувина

etapi-bolshogo-puti-gvardejcza-chuvina-2910

Решением Брянского районного Совета народных депутатов от 10 августа 2005 г. Супоневской средней школе № 1 присвоено имя Героя Советского Союза Николая Ивановича Чувина. Увековечен подвиг боевого летчика, участника Великой Отечественной войны, уроженца села Супонево.

Листая страницы его большой, насыщенной событиями жизни, вспоминая встречи с ним в его уютной квартире на Ленинском проспекте в Москве (тогда еще была жива его жена Догмара Васильевна, прошедшая с ним и огненные военные годы, и по-своему трудные послевоенные), на пресс-конференции в школе, у себя дома, не перестаю восхищаться его природной скромностью, разносторонними знаниями, русским характером, мужеством, которые помогают ему и сегодня оставаться самим собой, переносить удары судьбы.

Родился Николай Иванович в 1919 году в деревне Тимоновка Брянского района. Детство его нельзя назвать безоблачным, было оно трудным, голодным и холодным. Очень рано лишившись родителей (отец умер в 1924 году, мать после длительной болезни — в 1935-м), мальчик взвалил на свои плечи недетские заботы о четырех младших братьях и сестрах, ставших круглыми сиротами. Конечно, народ тогда в деревне был милосердный, помогали по дому и по хозяйству родственники, но степень ответственности заставила Николая, старшего в доме, повзрослеть гораздо быстрее сверстников  и понять, что без самостоятельного выбора в жизни не выстоять.

Деревенский мальчик слишком рано научился ставить перед собой цель в жизни. По окончании Тимоновской начальной школы учился в Супоневской семилетке, но, не закончив её по семейным обстоятельствам, при содействии дальнего родственника начал трудиться на Брянском заводе имени С.М. Кирова («Брянский арсенал») вначале разнорабочим, а затем учеником слесаря-штамповщика. Кроме того, учился в вечерней школе и одновременно занимался в Брянском аэроклубе Осоавиахима. Тогда вся страна буквально бредила авиацией, и Николай Чувин, конечно же, тоже мечтал обрести крылья и подняться в небо.

В 1939 году, сделав окончательный выбор, он поступил в Чугуевскую военно-авиационную школу пилотов, которую успешно закончил в 1941 году. Война застала его в городе  Сарны под Львовом. А дальше…

Дальше были страшные дни и ночи, часы, секунды между жизнью и смертью, гибель товарищей, радость первых побед и горечь поражений. Всё это было…

— Ребята были у нас как на подбор, — вспоминает Николай Иванович. — Толковые, физически здоровые и одержимые авиацией. Я был зачислен в 5-ю эскадрилью, а будущий трижды Герой Советского Союза Иван Кожедуб — в 4-ю. Спустя некоторое время наши пути разошлись: меня направили в 215-й истребительный полк, а его вернули инструктором в лётную школу.

Летом 41-го обстановка на фронте с каждым днем становилась напряжённее. Вместе с частями Красной Армии полк все дальше перебазировался на восток. Однажды, в конце августа, когда позади остались Киев, Нежин и Конотоп, Чувину приказали вылететь в район города Шостка.

— Не знали мы тогда, что гитлеровское командование запланировало именно оттуда начать первое генеральное наступление на Москву, — продолжает Николай Иванович. — Над Шосткой мы вступили в ожесточенный бой с немецкими самолетами. Они пытались разгромить наши отступающие части и соединения. Но мы отогнали стервятников, пехота заняла новые рубежи обороны. Одному вражескому бомбардировщику удалось сбросить бомбу на железнодорожную станцию неподалеку от городской толкучки. Был выходной день, и я с воздуха видел, как от осколков бомбы гибли невинные люди.

18-03-2015___14-28-3

Осенью истребительный полк перебросили в Москву, на Ходынский аэродром, и дали ему всего лишь один новый штурмовик Ил-2, который в последствии наши летчики ласково называли «Илюшей», а немцы — «черной смертью». Достался он Николаю Чувину.

— Прекрасная машина, — вспоминает Николай Иванович. — Она выручала меня в самых трудных ситуациях. Помню, в октябре командир полка приказал вылететь в район Тулы, куда рвались танки Гудериана. Договорились: в воздух поднимусь на рассвете. Вылетел и вскоре увидел на земле немецкие танки. Их экипажи еще спали. Я удачно сбросил бомбы, выпустил по колонне снаряды и «полил» из пулемёта разбегавшихся фашистов. Но они пришли в себя и открыли по мне ураганный огонь. Начал маневрировать и уходить в сторону. Неожиданно появились три немецких истребителя и насели на меня сверху, слева и справа. Казалось, выхода нет…

Увидев впереди речушку с высокими берегами, наш земляк тут же перешел на бреющий полет и, почти касаясь винтом воды, добрался до своих. Еле выбравшись из надёжного Ил-2, летчик, не снимая парашюта, устало сел на землю. Подбежавшие командир полка  и инженер насчитали на самолете 274 пробоины. Вместе с врачом хотели отвезти пилота в медсанчасть, а он лишь тихо сказал: «Только в столовую. Есть хочу!».

Однажды Николай Иванович возвращался из разведки. Приближаясь к железнодорожной станции Горбачево, он заметил пожар. Горело пристанционное здание. А на путях — железнодорожные составы с танками, бронетранспортерами, пушками, которые предназначались защитникам Москвы. Из-за облаков показались немецкие самолеты. Они направлялись к железнодорожной станции. Прозвучал приказ командира эскадрильи Чувина летчикам-истребителям, сопровождавшим его: «Атаковать! Не допустить врага до станции!». Завязался бой.

Со страшным воем падает вниз фашистский самолет. За ним черной лентой располосовал небо второй… Из боя наши летчики вернулись без потерь. Так в этот день закончился полет-разведка у Николая   Чувина. И таких дней у него было много.

Четыре года подряд сражался летчик-гвардеец Чувин с немецкими захватчиками. Он прошел (это слово не совсем подходит к слову «летчик», но оно как нельзя лучше отражает тяготы военной жизни) славный путь, который прошли тысячи других воинов Красной Армии. Фронтовая дорога вела его от стен древнего Брянска через поля Смоленщины на запад — в логово фашистского зверя.

Шестьдесят четыре года прошло после тех далеких событий, но и сегодня, спустя столько лет, Николаю Ивановичу снится война, снится напряжение атаки, когда грозный Ил-2 на бреющем полёте проносится над колоннами пехоты и ручка управления в руках начинает содрогаться от собственных пушечных очередей и от прямых попаданий огня снизу, почти в упор, из всех видов оружия врага.

Снится такое, что лучше об этом и не говорить… До сих пор по ночам он слышит команды и крики боевых друзей: «Коля! Прикрой! Атакую!».

Бои под Ржевом, Смоленском, Брянском, Москвой, Киевом, Уманью, фронты — Западный, Юго-Западный, Калининский, 1-й Прибалтийский, 3-й Белорусский… 223 боевых вылета совершил гвардеец Чувин! И это на штурмовике, хотя и бронированном, но ведущем атаки на высоте бреющего полета — всего каких-то 20-30 метров, когда по тебе  стреляет всё.

— Вы знаете, — сказал по окончании пресс-конференции Н.И. Чувин, — я, наверное, родился в рубашке или Святой Николай меня охранял. Ведь меня 11 раз сбивали и приходилось плюхаться в болота, на пашню, в лес… Сам порой удивляюсь, как только жив остался.

И есть чему удивляться. Время жизни штурмовика (самолета и пилота) в боевой авиации самое короткое: слишком необычен этот вид оружия. На боевом счету Н.И. Чувина 11 сбитых самолетов противника, десятки танков и бронетранспортеров, железнодорожных составов, складов с боеприпасами, автомобилей с живой силой и техникой.

Он рассказал о бое, в котором он один сражался против 10 немецких самолетов. И это при том, что немецким летчикам не откажешь в храбрости и мастерстве. Он мог бы не ввязываться в бой: у него было другое задание. Но немецкие самолеты (он понял это сразу же, как только увидел их) шли на бомбёжку того самого аэродрома, с которого он взлетел каких-то 20 минут назад. А наши истребители из звена сопровождения явно опаздывали. Решение пришло сразу же — атаковать! В том бою он сбил 2 немецких самолета и так умело маневрировал на малой высоте, что немцы, несмотря на подавляющее преимущество, ничего не смогли поделать с этим упрямым русским парнем, которого в полку называли необыкновенным летчиком.

В архиве школьного историко-краеведческого музея хранится  газета «Правда» за 8 июня 1942 года, в которой напечатана статья  «Штурмовик Николай Чувин». Написал ее специальный корреспондент газеты Борис Полевой, автор хрестоматийной «Повести о настоящем человеке», рассказывающей о летчике Алексее Маресьеве. «Своему умению… вжиться в машину, — пишет Полевой, — своему искусству… не читать, а видеть карту, своему упорству в изучении тактики, повадок и хитрости врага, своему искусству штурмовки лейтенант Чувин учит молодых летчиков… Летают по-чувински, — говорят про них, и это значит, что они летают мастерски, дерутся храбро, умело, бесстрашно и всегда из любого боя умеют выйти невредимыми и вернуться на свои аэродромы».

Родина высоко оценила боевые заслуги Н.И. Чувина. 13 апреля 1944 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Николай Иванович награжден тремя орденами Ленина, Боевого Красного Знамени, двумя орденами Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, медалями «За боевые заслуги», «За оборону Москвы»…

В 1944 году после очередного тяжелого ранения Николай Иванович попал в госпиталь. Выздоравливал медленно, но к  весне 1945 был снова в строю. А потом был незабываемый Парад Победы на Красной площади, на котором он в составе 6 Гвардейского Московского штурмового авиационного полка прошел, чеканя шаг, мимо мавзолея, мимо исторической Спасской башни, мимо собора Василия Блаженного…

И дальше была мирная жизнь. Н.И. Чувин по-прежнему служил в авиации, воспитывал детей —  сына и дочь. И учился… Успешно закончил Академию ВВС, затем Военно-политическую академию им. В.И. Ленина. В 1959 году по состоянию здоровья был вынужден оставить военную службу. Окончив ускоренно Академию внешней торговли и курсы экономики при Госплане СССР, был направлен на работу в Индию, затем Монголию, Румынию, ГДР. И всюду его энергия, его характер, воля и человеческие качества помогали ему, а также тем, кто работал и жил рядом с ним.

Сегодня у Николая Ивановича подрастают правнуки. Глядя на  улыбающееся лицо этого человека, невольно думаешь, что перед тобой сидит настоящий человек, которого не сломили ни война, ни трудности нашей очень непростой жизни…

 

М.Я. ШЕМЕТОВ,

Фото из архива школьного историко-краеведческого музея.

Архивы
Техническая поддержка сайта

Для внесений предложений : e-mail : max@admbr.ru тел. 94-13-34